Дата публикации: 26.06.2017 13:15
Московский присяжный поверенный М. Кетриц, переведший труд бельгийского адвоката Эдмона Пикара «Об Адвокате (парадокс)», обращался к адвокату-читателю со словами о книге: «Читая её, он увидит, что если не у нас, то там, где-то далеко, есть еще борцы за процветание, достоинство, свободу и независимость адвокатуры».
Перевод был опубликован в 1898 году, спустя 68 лет после бельгийской революции, приведшей к независимости Бельгии от Нидерландского королевства. Однако, борьба гражданского общества за процветание, достоинство, свободу и независимость не только адвокатской корпорации, но и иных его частей, велась на протяжении столетий. Она велась не только вооруженным революционным путем, но и в умах, генерирующих идеалы мира и правосудия. Одним из памятников этой борьбы просвещенного сознания с тиранией стало живописное полотно Франса «Флориса» де Фриндта «Аллегория мира и правосудия». Картина находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ранее хранилась в Государственном историческом музее. Экспонируется не так давно. Сведений об авторе не так много. Даже точно не известен год рождения. Считается, что Франс родился не ранее 1519 и не позднее 1520 года, в семье Антверпенского скульптора де Вриндта. Художественный талант унаследовал не только Франс, но и его брат – архитектор Корнелиус. С 1541 года, покинув Брабант, Франс совершенствовал свое мастерство, изучая работы римских маньеристов и копируя «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти. «Страшный суд» («Последний суд» или «Последний приговор») как раз и был закончен в 1541 году. Считается, что эта фреска завершает Возрождение в искусстве и открывает новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
«Аллегория мира и правосудия» была создана Франсом Флорисом в 1555 году. Вполне зрелым мастером – живописцем и гуманистическим мыслителем. И не отражает разочарования в перспективах общечеловеческих ценностей. Напротив, его гуманизм оптимистичен. Композиция представлена центральными фигурами, олицетворяющими Мир и Правосудие. Светлые динамичные образы исполнены с потрясающей любовью к людям. Несколько позади – статичный образ императора Марка Аврелия. За которым фон – буйная и мрачная растительность, пасмурное небо. Эти стихийные силы природы противостоят прогрессивному движению социума.
Если Микеланджело Буонарроти является эталонным изобразителем человеческого тела, то Франс Флорис не отступил от идеала. Молодые женщины изображены в естественных позах, отражающих динамику встречного движения. Их объятия, их сближение крайне нежны и сенсетивны. Они касаются друг друга трепетно и заботливо. И кажется, что Мир относится к Власти по-сестрински, помогает держать скипетр, отдает часть своих сил. Возможно, призывает присесть и отдохнуть у мрамора Марка Аврелия. При этом, сама фигура, символизирующая Мир, изображена так, что нет сомнения в позднем сроке беременности. Что скоро явится на свет новое поколение людей, для которых должны создаваться боле благоприятные условия и совершенные отношения. Марк Аврелий символизирует предшествующий опыт развития человечества. Историю, которая оставшись позади, стала прочным базисом, поддерживающим Правосудие всем своим лучшим из накопленного опыта. Франс Флорис как бы иллюстрирует книгу Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления», приглашая зрителя еще раз ее перечитать: «17. Не надлежит – не делай; не правда – не говори. Пусть твое устремление будет устойчиво во всем». Герма Марка Аврелия может нести дополнительную смысловую нагрузку, если иметь в виду, что четырехгранные столбы, увенчанные скульптурной головой, имели и прикладное значение: служили межевыми знаками, указателями на дорогах. И во время написания холста, в середине шестнадцатого века, подобие античных герм стало модным элементом декоративной и парковой скульптуры. Можно предположить, что художник восклицает: «Верным путем идёте, товарищи!» и указывает на преобразование дикой природы в регулярный парк. Несколько фантастическая одежда, покрывающая персонажи, не принадлежит ни к одному историческому периоду. Однако, достаточно богата и подчеркивает прелесть красавиц. Края платья Правосудия прикрывают часть гермы и не позволяют судить имеется ли традиционный фалл – символ плодородия. Его наличие было бы логичным и уравновешивало феминистический уклон. Можно пошутить о гениальной прозорливости Франса Флориса, предвидевшего женское лицо российского правосудия начала 21 века. Но если это так, то он явно польстил нашим современницам. Прекрасные лица Мира и Правосудия, схожие как у близнецов, не часто встретишь, посещая наши суды, среди служительниц Фемиды. Чаще естественной красотой, отражающей красоту души, обладают представительницы нашего адвокатского сословия.
Бельгийский романтик наполняет мои мысли оптимизмом. Когда-нибудь наше гражданское общество с лавровой ветвью в руках не будет отторгнуто обладателями властных полномочий, а напротив, жезл – символ императорской власти и правосудия, не будет таить в себе угрозу произвола. Все будет как на картине маслом Франса «Флориса» де Фриндта «Аллегория мира и правосудия».
С почтением к классикам, дружелюбием к коллегам и уважением ко всем юристам писал адвокат В.А. Делов.